Система будет работать на кассах и у турникетов, сейчас она проходит тестирование и будет запущена на всех станциях до конца текущего года.
В Москве до конца 2021 года на всех станциях метро планируют начать принимать бесконтактную оплату проезда с помощью системы распознавания лиц FacePay. Об этом сообщил замначальника метрополитена Андрей Кичигин. По его словам, система будет работать как на кассах, так и у турникетов, а сейчас её тестируют; участники испытаний успешно прошли через турникеты уже 2000 раз.
Отвечая на вопросы журналистов, Кичигин обосновал внедрение такой системы «в первую очередь обеспечением безопасности поездок». Он также добавил:
«Система распознавания лиц не знает ни фамилий, ни имен, ни других персональных данных. Проверяются только те лица, которые находятся в розыске, если человек есть в базе правоохранительных органов. Если его там нет, то и сравнивать не с чем.
Сведения хранятся в центре обработки данных, доступ к которому имеют только правоохранительные органы. Защита надежна, к системе нельзя подключиться извне, несанкционированный доступ невозможен. Система записывает каждую операцию, что позволяет понять, кто, когда и какие данные запрашивал».
Оплату проезда через систему распознавания лиц введут на всех станциях московского метро к концу года
«Если вы не совершали преступления, не имеете проблем с законом, камера вас только защитит», — заявил замначальника метрополитена Андрей Кичигин.
Фото: Coda pic.twitter.com/XF2PLRHAe1
— Открытка (@openrussia_team) March 2, 2021
По словам Кичигина, системы используются во многих странах и отлично себя зарекомендовали в Лондоне, Сингапуре, Дубае. «Сегодня это одни из самых безопасных мест в мире, при том что там много мигрантов и приезжих», — утверждает он.
Напомним, в прошлом году «РосКомСвободе» удалось доказать, что утверждения о безопасности московской системы распознавания лиц достаточно сомнительны. Наша волонтёрка Анна Кузнецова смогла заказать «пробив» своего лица по базе данных, полученных с камер наблюдения, примерно за 16 тысяч рублей. Позже, по следам нашего расследования, московские силовики нашли возможных виновников утечек, которыми оказались полицейские, занимавшиеся продажей подобной информации. Нашими юристами был подан иск к Департаменту информационных технологий (ДИТ) и МВД Москвы с требованием запретить использование системы распознавания лиц, но он был отклонён Тверским районный судом столицы.
Недавно нашли подтверждения опасения правозащитников, что подобные системы будут использоваться для неконтролируемой, тотальной слежки за россиянами и политического преследования активистов.
UPD. Медиаюрист «РосКомСвободы» Екатерина Абашина сомневается в надёжности баз, где будут храниться собираемые биометрические данные пассажиров метро:
«На фоне уголовного дела, в котором волонтёр «РосКомСвободы» признана потерпевшей (а в ходе следствия выяснилось — именно сотрудники полиции участвовали в сливе полученных с помощью распознавания лиц данных), очень сложно верить в сохранность того, что планируют собирать в метро».
«Из планов по внедрению FacePay следует, что к камерам в метро и модулю распознавания лиц будут подключены различные банки. Получается, круг лиц с доступом к городскому распознаванию лиц не ограничится правоохранительными органами», — отмечает она.
Юрист также обращает внимание, что некорректно утверждать, будто бы обработка биометрических данных без привязки к ФИО не является работой с персональными данными. «Дело в том, что сами по себе биометрические данные в силу закона относятся к персональным, и даже более того — к специальной категории, обработка которых подпадает под более высокие требования, — подчеркнула она. — Поэтому относиться к таким данным надо серьёзно, особенно учитывая, что технология распознавания лиц работает не со стопроцентной точностью, есть риск ошибочных списаний средств. Конечно, сумма там небольшая, но попасть в такую ситуацию будет неприятно».
Главное за неделю в области права.
23 декабря 2022 года Минюст включил Роскомсвободу в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента. Мы не согласны с этим решением и обжалуем его в суде.