Два года назад мессенджер отказался передавать силовикам ключи шифрования, вследствие чего был оштрафован, затем подвергнут блокировке в РФ, но пользователи увидели в действиях властей нарушение своих прав и, не найдя справедливости в российских судах, обратились в ЕСПЧ.
В рамках общественной кампании «Битва за Telegram» мы отправили в ЕСПЧ 24 жалобы пользователей, которые выступают против того, чтобы ФСБ могли без суда запрашивать ключи дешифровки сообщений. Эти жалобы — продолжение коллективного административного иска пользователей (к марту 2018 года в РосКомСвободу обратились 35 человек, решивших выразить свою позицию в правовом поле). Мещанский районный суд Москвы отказался принимать к рассмотрению коллективный иск пользователей Telegram, решив, что раз мессенджер не выдал ключи для дешифровки спецслужбам, значит права пользователей не были нарушены и у них нет права для обращения в суд. Вышестоящие судебные инстанции с такой логикой тоже согласились, поэтому дело ожидаемо ушло в ЕСПЧ.
“Пока РосКомСвобода и присоединившиеся к нашей кампании пользователи боролись с отказом в принятии коллективного иска, — отмечает медиаюрист Центра цифровых прав Екатерина Абашина, — юристы правозащитной группы «Агора» вели судебные дела самой компании Telegram Messenger LLP: обжаловали административный штраф в 800 тысяч рублей за отказ предоставить ключи от переписки пользователей, обжаловали блокировку мессенджера по иску Роскомнадзора, оспаривали приказ ФСБ, в котором содержится порядок и правила запроса ключей для дешифровки сообщений из мессенджеров”.
В ходе этих судебных баталий выяснилось, что ни ФСБ, ни российские суды не считают ключи для дешифровки сообщений какой-то важной информацией, не относят их к тайне переписки и не считают, что такая информация заслуживает какой-либо защиты — конституционные гарантии тайны переписки на ключи не распространяются.
Екатерина Абашина подчёркивает:
“По сути пользователи, участвующие в кампании РосКомСвободы «Битва за Telegram», выступают против этой возмутительной позиции властей и пытаются защитить конфиденциальность своей переписки. Для многих из них это не только вопрос сохранения конфиденциальности личной информации, но и профессиональная обязанность: среди заявителей есть юристы, программисты, гражданские активисты, которые заботятся о защите служебной, коммерческой тайн, информации своих клиентов и партнёров”.
.
На момент подачи жалоб пользователей в ЕСПЧ уже поступили жалобы Telegram Messenger LLP по поводу штрафа, блокировки мессенджера и приказа ФСБ, а также жалобы журналистов Александра Плющева и Олега Кашина, которые также ранее обжаловали требования ФСБ о предоставлении ключей дешифровки Telegram-переписки, защищая в том числе тайну журналистских источников информации.
Глава юридической практики Роскомсвободы Саркис Дарбинян полагает, что кейс Telegram в ЕСПЧ будет достаточно интересным, и выводы суда могут иметь последствия для всего Совета Европы, где сейчас также наблюдается желание некоторых силовых структур ослабить шифрование в онлайн сервисах:
“Во многом дело Telegram перекликается с ранее рассмотренным в Страсбурге делом “Романа Захарова против России”. Напомню, предметом рассмотрения этого дела являлась смежная история с применением СОРМа для прослушки телефонных разговоров и перехвата СМС-сообщений. И ЕСПЧ интересовал даже не факт конкретной незаконной прослушки отдельного человека, а существование в целом системы, установленной законодательством, при котором допускается подобная нетаргетированная и никем не контролируемая слежка, что входит в очевидный диссонанс с Европейской Конвенции. Поэтому заявитель, как говорится в решении ЕСПЧ, не был обязан доказывать не только факт прослушивания его телефонных переговоров, но даже и существование риска такого прослушивания”.
.
Выводы суда однозначны, — также считает он, — российская система СОРМ была признана несовместимой с требованиями статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
“Суд постановил, что существование оспариваемого законодательства равносильно вмешательству в права Захарова. Требования по предоставлению ключей для дешифрования всех сообщений пользователей, которые требует ФСБ не только от Telegram, но и от всех сервисов из реестра ОРИ, нарушает права пользователей, фактически нивелируя их право на тайну связи и тайну корреспонденции. Все жалобы пользователей могут быть объединены в одно дело по основной жалобе Telegram. Мы не сомневаемся в успехе дела, но на это может потребоваться значительное время” — подытоживает Саркис Дарбинян.
.
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.