Почти одновременно заговорили о создании государственного единого центра обработки данных (ЦОД) компании Infowatch и Ростех. А об отмене «пакета Яровой» — пока никто.
Хотя, на самом деле, Ростех только напомнил о своём предложении, озвученном ещё в августе текущего года. В госкорпорации тогда посчитали, что появление единого оператора услуг хранения данных сможет снизить затраты участников рынка на инфраструктуру, что не будет способствовать повышению цен на услуги связи для абонента и сохранит на рынке малых операторов. Кроме того, единый центр обработки данных позволит разработать и внедрить отечественное оборудование. Также единому оператору будет проще поддерживать взаимодействие с ФСБ.
И вот на днях гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов в кулуарах конференции «Биотехмед-2016» снова предложил создать базу для хранения данных для исполнения требований антитеррористического «пакета Яровой» совместно с Ростелекомом и другими операторами:
«Предложение мы сделали, мы готовы создать базу для хранения данных, для обработки этих данных совместно со всеми операторами. Это не означает, что все 100% будут принадлежать государству. Мы готовы работать и с Мегафоном, и с МТС, и с Билайном» и с Ростелекомом».
.
По его словам, в этот проект смогут вложить деньги все заинтересованные компании. Доли операторов в новой компании пока не обсуждаются, подчеркнул Чемезов. «Эта компания будет предоставлять услуги всем операторам. Это наше предложение», — сказал он.
Ранее Национальный центр информатизации (НЦИ, входит в ГК Ростех) сообщал, что им была разработана технологическая платформа для создания защищенных систем хранения данных сверхбольших объемов. Минпромторг совместно с Минкомсвязи и ФСБ России также подготовили предложения по реализации «пакета Яровой». В качестве одного из вариантов было предложено создание распределенной системы центров обработки данных (ЦОД) с возможностью индексации поступающего трафика на базе НЦИ. Минпромторг отмечал эту модель как перспективную для проработки с операторами связи.
Подход главы группы копаний InfoWatch Натальи Касперской в вопросе реализации «пакета Яровой» несколько «либеральнее» — она считает, что для хранения трафика пользователей целесообразнее было бы создать единый ЦОД от лица государства, а не силами операторов. Этим её позиция от предложения главы Ростеха, который хочет «попилить» вложения между государством и операторами, и отличается. Ни о какой отмене даже мало-мальского пунктика изначально провального закона госпожа Касперская тоже ничего не говорила.
Есть в предложениях участников разного рода «рабочих групп при президентах», госкорпораций и ответственных за выполнение принятых этим летом законов ведомств некоторая несогласованность. С одной стороны, вроде как все осознали бесполезность хранения информационного мусора без предварительной его расшифровки, а также невозможностью обработать такой массив трафика, но всё равно упрямо пытаются всучить государству озвученные ещё летом инициативы, когда экспертов и операторов ещё никто не хотел слушать. Что ж за люди-то такие работают в «верхах» и около них? Летом они строили воздушные замки и обсчитывали сметы, потому что «ничего не знали», а теперь вроде как «знают уже много чего», но площади своих выдуманных замков как-то сокращать не собираются.
В интервью телеканалу «Россия 24» глава Infowatch сказала, подчеркнув, что это ее личное мнение, касающееся исключительно технической реализации задачи:
«Если бы передо мной была поставлена техническая задача, я бы все-таки, скорее, делала бы единое хранилище и соответствующий поиск делала по этому единому хранилищу. Это гораздо проще, чем если делать их много. Я вообще считаю, что это должна быть государственная задача».
.
По словам Касперской, создание нескольких хранилищ, во-первых, будет затратнее с финансовой точки зрения. Кроме того, это создает дополнительные технические сложности. «Сложно извлекать информацию из разных хранилищ и ее сопоставлять. И в-третьих, мы чисто физически будем хранить как минимум дважды-трижды-четырежды (сколько будет этих операторов) эту информацию и потом ее агрегировать. Это более сложная задача», — сказала Касперская. И тут снова ощущается какое-то техническое непонимание ситуации специалистом, который обязан понимать её лучше рядового пользователя. Почему не уточняется, какой конкретно объём информации будет там храниться? Как в этой куче информационного мусора ФСБ будет искать нужные ей слова, обороты, — особенно это касается аудио- и видеомассива, где вряд ли машина сама станет сохранять файлы в формате «Пётр Рашидович Фурман_Оймякон_экстремизм_разжигает ненависть к социальной группе «собутыльники».wav»? Как будет осуществляться поиск экстремизма в зашифрованном трафике? И сколько, в конце концов, это будет всё-таки стоить?
Пока же в этой ситуации вместо здравого смысла видны только аппетиты. Хотя пора снова вернуться к начатому разговору о поправках, а ещё лучше — о полной отмене закона Яровой-Озерова.
Читайте также:
ФСБ обяжут тотально дешифровать весь трафик россиян при реализации «пакета Яровой»
🔓
Работать всю жизнь на «пакет Яровой»: деньги на реализацию тотальной слежки планируется брать из Пенсионного фонда
🔓
Государственный MITM-перехват: Наталья Касперская подтвердила желание властей дешифровать весь интернет-трафик россиян
🔓
Финансово бездонный «пакет Яровой» вынудил власти заговорить о поправках
🔓
Кормушка тотальной слежки через лояльность к «пакету Яровой»
_____
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.