Правозащитники и журналисты одержали победу в Европейском суде по правам человека, куда ими был подан иск сразу после обнародования Эдвардом Сноуденом информации о шпионаже за пользователями со стороны ряда правительств.
Европейский суд по правам человека постановил, что британская программа массовой киберслежки в ее нынешнем виде нарушает неприкосновенность частной жизни и свободу слова. ЕСПЧ не сомневается в необходимости существования данной системы, однако указывает, что она должна реализовываться при гарантиях того, что невинные люди не окажутся объектами наблюдения.
Суд признал, что британские разведслужбы добросовестно относятся к обязанностям и не злоупотребляют полномочиями. В то же время он обнаружил, что спецслужбы осуществляют свою деятельность без независимого надзора.
Подавляющим большинством голосов — шесть против одного — суд счел, что программа массового электронного слежения, проводившаяся британскими спецслужбами, нарушает ст. 8 конвенции, гарантирующую право на уважение частной жизни и переписки, и ст. 10, гарантирующую право на свободу слова.
Британские правозащитники, подавшие в суд на спецслужбы, не выдвигали требований по выплате каких-либо штрафов и компенсаций, кроме требования компенсации их судебных издержек, которое было удовлетворено.
Дело начало рассматриваться еще в 2013 году после того, как британские правозащитные организации подали в ЕСПЧ по результатам информации, обнародованной Эдвардом Сноуденом. Согласно полученным данным, британский Центр правительственной связи собирает сведения из перехватов телефонных разговоров и интернет-трафика, используя специальные компьютерные программы.
Читайте также:
Европейский суд ограничил британский «Закон ищеек»
?
Британский суд признал национальную систему массовой слежки незаконной
?
Британские власти автоматизируют борьбу с онлайн-экстремизмом
?
Разведальянс «Пять глаз» потребовал от IT-компаний отказаться от шифрования
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.