Эксперты назвали принятый депутатами закон о правилах трансляции из суда «самым репрессивным законом в сфере уголовного процесса, принятым в последнее время».
Госдума в третьем чтении приняла законопроект, согласно которому СМИ теперь смогут транслировать судебные заседания в интернете и в формате текстового онлайна только с разрешения суда. При этом судьи могут ограничивать время трансляции и самостоятельно определять, откуда их можно вести, сообщается в размещенном на сайте Госдумы документе.
Кроме того, поправки будут внесены в статьи 257 и 259 УПК, в которых говорится о регламенте и протоколе судебного заседания. В них речь идет о возможных ограничениях трансляций; в протоколе заседания также обяжут указывать, что на процессе велась трансляция.
«Законопроект не запрещает делать записи, но записи можно делать и в ноутбуке. Со стороны ведь непонятно, что вы делаете. Но, скорее всего, по каким-то резонансным делам это будет мониториться. И, соответственно, если на сайте «Медиазона» будут появляться трансляции, а в зале присутствует корреспондент «Медиазоны», то понятно, что вас вычислят и, скорее всего, выведут из зала и, возможно, к вам какие-то санкции будут применены. Это может быть расценено как неуважение к суду», — поясняет юрист международной правозащитной группы «Агора» Дамир Гайнутдинов. Он считает эту инициативу «самым репрессивным законом в сфере уголовного процесса, принятым в последнее время».
Гайнутдинов отметил, что в 2012 году вышло постановление пленума Верховного суда, в котором указывалось, что журналисты могут вести текстовые трансляции в интернете с открытых судебных заседаний, и это право судья не может ограничить. «Строго говоря, этот закон, не давая дополнительных прав, очень серьезно ухудшает ситуацию с гласностью и открытостью судов, — подчеркивает юрист. — Ведение трансляций не может нарушить порядок проведения судебных заседаний».
Кроме того, в статью 241 УПК о гласности вносится формулировка «трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не допускается». Как пояснил юрист «Агоры», она предполагает, что трансляции в интернете, на радио и телевидении с судебных заседаний до начала судебного следствия — то есть с заседаний по избранию или продлению меры пресечения — будут вовсе запрещены.
Бывший депутат Госдумы 6-го созыва Дмитрий Гудков считает, что теперь «любой суд может запрещать присутствующим рассказывать о том, что там происходит», включая не только запрет на видео и фото, но даже твитты:
«Это удар по независимым СМИ, работающим с таким форматом, от «новой» до «Медиазоны».
Это удар по нашим с вами правам.
Это удар по самой системе правосудия, потому что темные дело творятся в темноте».
.
Издание Медиазона, специализирующееся на освещении судебных процессов, назвала это законом против себя:
Госдума приняла закон против «Медиазоны» https://t.co/9ldJ5Nfbkg
— Медиазона (@mediazzzona) March 15, 2017
Стоит заметить, Медиазоне в связи с принятием этого репрессивного и регрессивного закона не раз уделялось внимание в соцсетях:
А так же я совсем не понимаю, как в новой антиправовой реальности "Медиазона" (у которой трансляции из судов вообще самое главное) выживет.
— Забугорный клеветник (@vadim_dergachev) March 15, 2017
Оказывается, Володинская Госдума принимает новый закон сильно мешающий "Медиазоне" Кириенко, которая не сможет вещать из судов.
— La Russie parle (@Russia_calls) March 15, 2017
Коллеги из @mediazzzona, конечно, внесли свой вклад, но мы скромно считаем это результатом наших твиттер-трансляций https://t.co/s1YDpBwPcI
— Грани.Ру (@GraniTweet) March 15, 2017
И, естественно, в положительном ключе никто этот закон не воспринимает:
@mediazzzona https://t.co/VJkQWnnzLQ
— Geo Mysl (@geomysl) March 15, 2017
Трансляции из зала суда теперь только по разрешению. #Дно #Россия #Завидуюукраинцам pic.twitter.com/8Ix9D15bd1
— Ксения ?️?⚢ (@Ksenia_Gusinsky) March 16, 2017
@mediazzzona @gruppa_voina
в чем тогда открытость судебного слушания? суетятся как РПЦ перед прогрессом …— Сергей С. (@FITSergey) March 15, 2017
@SvobodaRadio понятно, гласность и открытость судебного заседания не в почете…
— Кунг-фу панда (@Pandafukung7) March 15, 2017
Дамир Гайнутдинов считает, что этот закон направлен на ограничение распространения информации о несправедливых судебных заседания: «Это очередной жестокий закон, который направлен на то, чтобы ограничить распространение информации о несправедливых судебных заседаниях, минимизировать информацию из зала суда, не позволить показать непрофессионализм, неграмотность прокуроров, представителей госорганов и самих судей — то, что прежде всего видно на он-лайн».
Д.Гайнутдинов отметил, что председательствующие, как правило, запрещают фото— и видеосъемку процесса, поэтому единственной доступной теперь опцией является протокольная съемка из самого зала судебного заседания, которая, как он подчеркнул, «никому не интересна в принципе».
РосКомСвобода также считает принятые Госдумой поправки гигантским шагом назад, лишающим судебные процессы публичности, гласности, которые способны в будущем превратить российское правосудие в опасный «междусобойчик», совершенно не подконтрольный гражданам.
Читайте также:
350 страниц обвинения ловцу покемонов: В Екатеринбурге судят Руслана Соколовского
?
Правительство хочет разрешить трансляцию судебных заседаний в интернет
?
Тролли выиграли суд, ни разу туда не явившись
?
На общественное обсуждение выставлен законопроект о видеотрансляции голосований в интернет
?
Цифровое судопроизводство. Суд будущего
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.