2 September 2016

Кущёвский суд приравнял фото в твиттере к несанкционированным массовым мероприятиям

 Краснодарской активистке Нине Соловьёвой грозит штраф 20 000 рублей за фотографию с плакатом в поддержку Дарьи Полюдовой.

Абсурд ситуации в том, что единственное доказательство вины Соловьёвой — фотография из твиттера (теперь уже скриншот, поскольку фото было удалено хозяином аккаунта — эко-активистом Виктором Чириковым), на которой активисты Нина Соловьева и Чириков позируют с плакатом «Свободу политическим заключенным!!! Свободу Дарье Полюдовой». Кубанскую правозащитницу Кущёвский районный суд в конце июля приговорил к штрафу в 20 000 рублей, причём заседание, по словам Соловьёвой, прошло без неё.

В начале сентября должна была состояться апелляция, но ее перенесли на неделю позже из-за неявки адвоката. «Мы ехали 9 марта в город Донецк Ростовской области на суд Надежды Савченко. Остановились на обочине, решили сфотографироваться с плакатом в защиту Дарьи Полюдовой, — сказала Соловьева «Новой». — В апреле меня вызвали нас вызвали в Центр Э, расспрашивали об аккаунтах в социальных сетях, ездили ли мы на суд, фотографировались ли. В середине июня ко мне приехали из Кущевки опера, вручили уведомление, что я должна приехать подписать протокол об административном правонарушении, там же было написано об отказе в возбуждении против меня уголовного дела. Потом был первый суд, в июле, меня не уведомили о заседании, и его перенесли, о втором суде меня тоже не уведомили, заседание прошло без меня. Меня осудили и назначили штраф 20 тысяч. Я подала апелляцию, но сейчас мой адвокат Александр Попков находится в отъезде, поэтому перенесли на 7–е».

История с этим «скриншотным делом» возмутила многих российских блогеров и правозащитников. Как пишет известный активист Алексей Кнедляковский в своём Facebook,

«Если вы ещё не поняли, её [Соловьёву] оштрафовали за фотографию в социальной сети, а саму фотографию признали, по сути, массовым мероприятием».

.

Кроме абсурдности самого дела против Соловьёвой, очень много вопросов относительно процедуры его возбуждения. В постановлении Кущевского суда от 28 июля сказано: «Соловьева И. П. 09.03.2016 года, точное время не установлено, в дневное время находясь на 1118 км + 800 м на обочине автодороги М4 ФАД «Дон», провела публичное мероприятие несанкционированный пикет и опубликовала его фотографию в сети «Интернет», при этом не подала в установленном порядке уведомление о проведении данного публичного мероприятия».

Из текста постановления об отказе в возбуждении уголовного дела следует, что заявление в полицию на Чирикова и Соловьеву написал Альберт Гаямян, публичная персона в Краснодаре, который называет себя правозащитником, «журналистом, поэтом, композитором» и выкладывает на личном сайте песни собственного сочинения в жанре шансон. В своём Facebook Нина Соловьёва приводит фотографии документов, в которых в качестве заявителя упоминается фамилия Гаямяна:

«Очень интересная ситуация. Гаямян А.А. утверждает, что жалобу не подавал, меня не знает, в ЦПЭ не обращался. Выкладываю фото документов.
1. Фотообращение в электронную приемную;
2. Рапорт об обнаружении….
3. Отказ в возбуждении уголовного дела.
Везде видна фамилия того, кто писал заявление. Очень бы хотелось, чтобы Альберт Александрович прокомментировал».

.

Сам же Гаямян со своего аккаунта в твиттере отрицает всяческое участие в деле против Соловьёвой и Чирикова:

На сайте «Интер-Информ» Альберт Гаямян ещё раз подтверждает свои слова, высказанные им в твиттере, причём в околоэкстремистской форме:

«Я прекрасно помню данное фото в Твиттере. Если мне НЕ изменяет память, я написал комментарий к данному фото, типа: «Куда смотрит Центр «Э»? Что за несанкционированное мероприятие?». По-моему, я ещё возмущался этой показухой, но никакого заявления я никуда НЕ писал.

Все мои заявления фиксируются и хранятся в специальном архиве. Не скрою, я бы с удовольствием написал заявление о физической ликвидации всех либералов, включая и этих людей. Жаль, что пока законодательство до этого НЕ дошло».

.

Также господин Гаямян делает предположение, что кто-то написал заявление на кубанских активистов за него. Таким образом, в деле Нины Соловьёвой речь может идти о фабрикации дела и подделке документов. Если, конечно, Альберт Гаямян не лукавит.

Незадолго до истории с фотографией, в апреле, Соловьеву судили за репост украинского видеоролика, на котором присутствовала нацистская символика, и к десяти суткам ареста. «Доказательством было не видео, в скриншот с видео, — замечает Соловьева. — Видео было антифашистского содержания. А очень быстро после него произошла вот эта кущевская история».

Но десять суток Соловьева пока не отбыла, поскольку решение суда в суде ей не передали, а по почте оно до нее так и не дошло. Активистка также полагает, что все эти истории «выстрелят» к 18 сентября, поскольку, по её словам, кубанские власти готовят почву, «чтобы после выборов всех активных людей заткнуть и посадить в изолятор».

Стоит заметить, что дело против Соловьёвой — одно из немногих, которое возбуждено на основании публикации в твиттере. Как замечали многие правозащитники, а также сотрудники центра «Сова», как правило, дела за посты в интернете возбуждаются на основании публикаций в социальной сети «ВКонтакте». Видимо, при желании «наказать» определённого человека, власти готовы рассматривать публикации и в иностранных соцсетях. Что же касается странностей в процедуре возбуждения вышеупомянутого дела, кубанским силовикам следовало бы провести проверку на предмет законности использованных их коллегами методов.

.

Читайте также:

Такая удобная статья — «экстремизм»
🔓
Россиян стали чаще сажать за посты в интернете
🔓
Горячее экстремистское лето 2016-го: время, когда нельзя говорить, что «Яровая сошла с ума» под угрозой тюрьмы
🔓
Знание истории не освобождает от ответственности — Верховный суд подтвердил приговор жителю Перми

_____

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.