Алексей Навальный в прошедшую пятницу подал заявление в Роскомнадзор с просьбой восстановить доступ к его блогу на портале LiveJournal. Об этом сообщают «Ведомости»
Данный блог попал в реестр запрещенных сайтов 13 марта по требованию Генпрокуратуры, практически разу после вступления в силу нового закона, вводящего возможность незамедлительной блокировки сайтов по политическим мотивам (398-ФЗ).
Блокировку своего ресурса он пытался обжаловать в Люблинском райсуде, который жалобу не удовлетворил, но признал, что экстремизма в блоге нет. По словам юриста Дамира Гайнутдинова, который представляет интересы Навального, в уведомлении о блокировке говорилось, что «общая направленность» блога свидетельствует об организации несанкционированных мероприятий. «Направленность блога совершенно другая — основную часть материалов составляют результаты антикоррупционных расследований в отношении чиновников», — напоминает Гайнутдинов.
В Мосгорсуде в ходе рассмотрения апелляции выяснилось, что недовольство Генпрокуратуры вызвали два поста от 23 и 24 февраля, в которых Навальный призывал прийти к Замоскворецкому суду, где выносился приговор по «болотному делу». 4 августа администратор блога удалил эти посты, уведомив об этом Роскомнадзор через форму на сайте ведомства. Но никакой реакции не последовало, хотя согласно принятым в декабре 2013 г. поправкам в закон о защите информации Роскомнадзор должен разблокировать ресурс в течение суток после получения такого уведомления.
Но по факту блокировку блога Навального в «Живом журнале» осуществляет не Роскомнадзор, который практически сразу исключил данный блог из реестра, а непосредственно сам портал LiveJouranal, который принял превентивные меры по ограничению доступа к данному блогу российским пользователям, чтобы не попасть под блокировку в России целиком. При этом ЖЖ выдает принятую во всем мире т.н. «ошибку 451» — блокировка по политическим мотивам по требованию органов власти (отсылка к роману Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту» об обществе, в котором хранение книг является преступлению и они подлежат сожжению):
Т.е. в данном случае имеет место быть не блокировка доступа со стороны операторов, которые получают выгрузку из реестров запрещенных сайтов, а блокировка со стороны блогхостинга.
В иных случаях по закону уведомлять оператора о разблокировании ресурса должен Роскомнадзор, но он выступает «техническим проводником», который должен донести до оператора подтверждение Генпрокуратуры, поясняет «Ведомостям» руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк, а прокуратура заявляла, что не обязана выдавать подтверждения, поскольку сайты, внесенные в реестр «имеют тенденцию» публиковать запрещенную информацию. Поэтому, как считает Козлюк, Навальному нужно договариваться напрямую с «Живым журналом», хотя его администрация может не исключать блог из черного списка, чтобы уберечь себя от бизнес-рисков, «поскольку они сами могут быть в любой момент заблокированы». Пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш сообщила, что к администрации «Живого журнала» с такой просьбой они не обращались.
В настоящий момент, кроме самого блога, внесению в реестр подвергался и ряд других ресурсов Навального, часть из которых продолжает находится под блокировкой.
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.