Проект закона, обязывающий операторов подключаться к точкам обмена трафиком из реестра ГИС, а также позволяющий этой системе отслеживать маршрут трафика, претерпел изменения.
Достаточно жёсткий в своём регулировании функционирования Рунета законопроект Минкомсвязи, выложенный на общественное обсуждение в начале января этого года, представлен на суд пользователей в несколько обновлённом виде. В нём учтены некоторые замечания пользователей, а также представителей интернет-отрасли, но в целом эти изменения незначительные и принципиально на документ не влияют.
Согласно пояснительной записке, проект документа должен усовершенствовать правовое регулирование отношений, возникающих в телекоммуникационной сфере с учетом современных тенденций развития и внедрения перспективных технологий, и вносит дополнения в ФЗ «О связи» с указанием на самостоятельную цель «обеспечение целостности, непрерывности, стабильности, устойчивости и защищенности функционирования российского национального сегмента информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”».
Документом вводятся такие понятия, как «автономная система», «российский национальный сегмент сети «Интернет»», «инфраструктура российского национального сегмента сети «Интернет»», «точка обмена трафиком» и «владелец точки обмена трафиком», «линия передачи» и т.п. Свою трактовку в этом законопрпоекте получает IP-адрес как «уникальный идентификатор средства связи или иного технического средства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»».
В новой версии законопроекта появился пункт об ограничении иностранного капитала в отношении владения точками обмена трафиком:
«Иностранное государство, международная организация, а также находящаяся под их контролем организация, иностранное юридическое лицо, российское юридическое лицо, доля иностранного участия в уставном капитале которого составляет более 20 процентов, иностранный гражданин, лицо без гражданства, гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство другого государства, в совокупности или каждый в отдельности, не вправе осуществлять владение, управление либо контроль прямо или косвенно (в том числе через подконтрольных лиц или посредством владения в совокупности более 20 процентами долей (акций) любого лица) в отношении более 20 процентов долей (акций) в уставном капитале лица, являющегося участником (членом, акционером) учредителя юридического лица, признаваемого в соответствие с настоящим Федеральным законом владельцем точки обмена трафиком».
.
Стоит заметить, у нескольких пользователей возникли замечания и относительно понятия «IP-адрес», но Минкомсвязь сочла их все несущественными, сославшись на то, что вводимое ведомством определение соответствует международной трактовке данного понятия.
Замечания, которые по сути в целом характеризуют этот законопроект как направленный на дальнейшую изоляцию Рунета от мировой Сети, Минкомсвязью во внимание не принимались уже вполне традиционно, а замечания по пунктам документа, где пользователи и отраслевики увидели коррупциногенные составляющие, ведомство расценивало как «вопросы, содержание расширительное толкование проекта». Стоит заметить, такой оборот о «расширительном толковании» Минкомсвязь применяла в качестве отказа внесения поправок достаточно часто.
Одним из частых замечаний также стало обвинение властей в желании взять под контроль интернет, который сам по себе не имеет границ. В частности, Вымпелком написал, что
«Термин «национальный сегмент сети «Интернет», вводимый в законопроекте, носит сленговый характер и не отражает сущностное содержание части сети связи общего пользования, используемой для оказания услуг связи… Сеть «Интернет» экстерриториальна. Возможно говорить только об элементах сети «Интернет», в том числе критических, расположенных на территории Российской Федерации. Таким образом, законопроектом предлагается регулирование не существующей правовой и технической сущности».
.
Но и это замечание не было учтено, поскольку «Термин «российский сегмент сети «Интернет» используется в законодательстве Российской Федерации».
Вымпелком, кроме этого, заметил, что «Представленный в законопроекте функционал ГИС «Интернет» не влияет на обеспечение целостности, устойчивости и безопасности функционирования российского национального сегмента сети «Интернет» и является, по существу, системой хранения справочной информации. При этом, порядок использования этой информации для обеспечения функционирования сети связи не определен». И это замечание было Минкомсвязью тоже не учтено.
Замечания рабочей группы «Связь и информационные технологии» Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, кроме одного — процедурного, также не были учтены.
В нашем распоряжении также появился документ по финансово-экономическому обоснованию реализации вышеобозначенного проекта закона и в нем значится, что:
«Возмещение расходов на создание и техническую поддержку ГИС «Интернет» планируется осуществлять за счет субсидии, предусмотренной в рамках государственной программы «Информационное общество (2010-2020 годы)» на реализацию мероприятий «Повышения целостности, устойчивости функционирования и безопасности национального сегмента сети Интернет» в размере 37 400 000,00 рублей (ежегодно на период 2017-2019 гг.)».
То есть, за три года на создание сомнительной системы, полезность и целесообразность функционирования которой в таком виде никак не доказана, кто-то планирует получить себе 112,2 миллиона рублей.
И ещё параллельно с этим идёт предложение об «отжатии» доходов КЦ / ТЦИ:
«Кроме того, в качестве дополнительного источника финансирования предлагается использовать средства, поступающие дочернему обществу Автономной некоммерческой организации «Координационный центр национального домена сети Интернет» (далее – АНО КЦ) – АО «Технический центр Интернет» (далее – АО ТЦИ) в качестве регистрационного сбора за национальные домены .РФ, .RU».
.
Неудивительно, что все комментарии о коррупциогенности данного законопроекта были признаны авторами документа несущественными.
Читайте также:
Минкомсвязь хочет заставить операторов обмениваться трафиком через государственную инфосистему
?
Минкомсвязь любое перемещение персональных данных может сделать «трансграничным»
?
В Минкомсвязи разработали новую концепцию безопасного развития интернета
?
Информационное общество строгого режима
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.