Если требования к поставщикам услуг связи будут приняты в нынешнем виде, это взвинтит цены и монополизирует рынок.
Как мы уже писали ранее, Минкомсвязь не стало смягчать требования «пакета Яровой» о хранении данных, которые могут многократно увеличить стоимость услуг связи. Согласно опубликованным проектам постановлений правительства по реализации закона, срок хранения всего трафика пользователей предлагается установить на максимальном уровне в шесть месяцев, а операторы интернет-связи будут обязаны хранить 1 петабайт (1024 терабайта) данных на каждый гигабит в секунду пропускной способности. Из проекта Минкомсвязи также следует, что требование о хранении 1 петабайта на каждый гигабит пропускной способности оператора распространяется только на год, а начиная с 2018-го необходимый лимит увеличивается до 2 петабайтов. Отреагировать на столь пугающие цифры из всех операторов связи успел только Мегафон.
Ранее, после принятия «пакета Яровой», «МегаФон» оценивал свои затраты на реализацию его требований в более 500 млрд рублей при общей годовой выручке компании в районе 300 млрд. После появления документа Минкомсвязи пресс-секретарь Мегафона Юлия Доронина заявила:
«Во-первых, проекты актов в развитие закона по-прежнему готовятся без обсуждения с отраслью. Во-вторых, согласно предложенному проекту и исходя из средней пропускной способности сети мобильного оператора, например, 150-200 гигабит в секунду, с 2018 года будет необходимо хранить порядка 150-200 петабайт трафика, а с 2019 — 300-400 петабайт. Такой подход очень незначительно уменьшает прогноз «МегаФона», который мы давали в расчете затрат на исполнение «закона Яровой», а сами затраты, на наш взгляд, будут выше годовой выручки компании».
.
Интересна позиция госкорпораций, которых ещё до принятия этого сомнительного пакета поправок к «антитеррористическому» законодательству прочили в основные исполнители его технической части. Ростех обратился к операторам с идеей создания совместного предприятия с участием всех сотовых операторов для хранения данных в рамках реализации антитеррористического «пакета Яровой», однако только вышеупомянутый Мегафон проявил заинтересованность этим проектом. Однако, отметил глава Ростеха Сергей Чемезов, с одним оператором СП создавать бессмысленно, «нужно собирать всех». Очевидно, что госкорпорация примеряет лишь на себя роль реализатора всех немыслимых технических требований «пакета Яровой», а все операторы связи и провайдеры обязаны будут смириться с тем ценником, который им в итоге выкатят, после чего «или прими, или умри». И в этом случае прав основатель Общества защиты интернета (ОЗИ) Леонид Волков, высказавший мысль об опасности монополизации рынка, как и роста цен из-за значительного увеличения издержек операторов, исходя из данного Минкомсвязью разъяснения:
«Ожидали, что правительство, скорее, облегчит его выполнение. Например, в «пакете Яровой» написано, что данные должны храниться до шести месяцев, и правительство должно было определить, сколько именно. Могли определить один день, могли определить месяц, но они определили ровно шесть месяцев. Второе: они определили конкретные требования к тому, сколько места операторы должны резервировать под данные. Это самая плохая новость. На каждый гигабит в секунду пропускной способности операторы должны отвести 1 петабайт дискового хранилища. Что такое один петабайт? Значит, Большой адронный коллайдер обрабатывает за год 4 петабайта, пропускная способность самого крупного американского провайдера AT&T за день — 3 петабайта. У нас получается, что один петабайт данных должен обеспечить хранение даже самый небольшой оператор, и это требование бьет в первую очередь именно по небольшим операторам. Фактически сейчас в России более тысячи провайдеров. Думаю, это требование выполнимо для двух-трех десятков из них, не более».
.
Видимо, неким успокоительным для отрасли должны были прозвучать слова главы Миноромторга Дениса Мантуров о том, что «найдены компромиссы» в вопросе хранения переписки пользователей в течение полугода и «это решение будет более комфортным для операторов и обеспечит как интересы вопросов безопасности, так и оптимизацию затрат операторов», но больше никаких подробностей он не озвучивал. Минпромторг должен был подготовить проект реализации пакета антитеррористических поправок к 1 сентября, затем детализацию плана отложили до 1 ноября — типичная картина для реализации невыполнимого пакета правок, поскольку не спешили с разработкой подзаконных актов и ФСБ, и Минкомсвязь. В итоге, даже появившиеся документы не дают ответов на вопросы о технической реализации «пакета Яровой» в силу своей невыполнимости и дороговизны.
Читайте также:
Минкомсвязь не облегчит жизнь операторам в части требований «пакета Яровой»
?
Суд принял иск о том, что по петиции за отмену «пакета Яровой» до сих пор не принято решение
?
Мегафону придётся потратить на «пакет Яровой» полтриллиона рублей
?
Закон о тотальной слежке подорожал ещё на 8 триллионов рублей
.
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.