По-прежнему не утихает резонанс, вызванный блокировкой связанных с оппозиционным политиком Алексеем Навальным сайтов, а также их зеркал. Отслеживание всех событий, в которых можно наблюдать за действиями властей в отношении соответствующих интернет-ресурсов, позволяет прийти к некоторому пониманию новой официальной российской политики в отношении цензурирования Сети.
Рунет про массовую блокировку оппозиционных сайтов: «Вернулись глушилки»❌📵⛔️
— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) July 26, 2021
✔️Многие считают полит.цензурой запрет сайтов, связанных с Навальным (собрали комменты)
✔️Вновь актуальны VPN
✔️Возможна ли блокировка таких сервисов? (мнение специалиста)https://t.co/5PUV84WvUA
Видя, как власти последовательно и достаточно успешно ограничивают доступ к всё новым зеркалам, созданным с помощью сервисов Google (при этом работа самого IT-гиганта на территории России не нарушена), можно прийти к выводу — блокировки, к которым мы привыкли, изменились. Они стали более точечными, успешными, а процесс наблюдения и предупреждения ограничения доступа становится гораздо сложнее — такого мнения придерживается IT-эксперт Владислав Здольников, с которым побеседовала «Роскомсвобода».
«Роскомсвобода»: Раньше многие ресурсы, например, «Грани.Ру», «МБХ», «Медуза» и даже пиратские сайты, чтоб избежать блокировок, пользовались ресурсами Google и Amazon. Как только операторы по требованию Роскомнадзора пытались блокировать их, начинало лихорадить и Google, и Amazon, что сказывалось на работе многих сервисов в России. Теперь всё обстоит по-другому?
Владислав Здольников: На самом деле, ресурсы Amazon в небольшой период борьбы с блокировкой использовал только Telegram. И когда власти начали блокировать подсети Amazon в попытке заблокировать его, стали недоступны многие ресурсы.
«Грани.Ру», «МБХ Медиа» и множество других ресурсов, включая RuTracker, разместив там «зеркало», использовали для обхода блокировок поддомен хостинга Google — appspot.com. И в 2019 году, когда я разместил там зеркало «Умного Голосования» (УМГ), у Роскомнадзора ещё не было технических возможностей заблокировать ресурс на Appspot таким образом, чтобы: 1) он был заблокирован больше, чем для ±30% российских пользователей, 2) не повредить доступности других ресурсов Google, включая YouTube.
РКС: Судя по всему, «свежие» блокировки происходят с помощью так называемых Технических средств противодействия угрозам (ТСПУ), которые есть ни что иное как DPI? То есть когда пользователи облегчённо выдохнули, поскольку знали: блокировки властями самим выходят боком, депутаты придумали закон «о суверенном интернете», который обязывает операторов устанавливать эти ТСПУ. Они также проводили учения, чтоб посмотреть, какой ущерб они могут нанести, и в какой-то момент научились относительно безболезненно для Google прицельно блокировать «крамольные» сайты?
ВЗ: На самом деле, закон о «сувенирке» подразумевает установку ТСПУ у всех операторов, чем Роскомнадзор сейчас и занимается, и мы видим, что их главная цель — сотовые операторы, и только сейчас они начали устанавливать на проводных.
Учения же заключались в том, что они пытались блокировать разные протоколы: и VPN, и те, которые использует Telegram… Они смотрели, насколько блокировка будет успешной и как хорошо будет работать остальной интернет. Я точно знаю, что с блокировкой протоколов обфускации Telegram там был полный провал: например, из-за этого становились недоступны многие игры.
Как только ТСПУ был установлен на большую часть трафика мобильных операторов, приняли решение их «обкатать» на замедлении Twitter. Ну а сейчас же мы наблюдали первые блокировки сайтов с использованием исключительно ТСПУ. С технической точки зрения это «простые» блокировки, которые не повлекут за собой проблем с доступностью других ресурсов.
Unlike the existing blacklist, which shares a list of banned websites/IPs with ISPs (a public list run by @RuBlackListNET is here: https://t.co/oUBG3uoq5c), the new centralized filtering is less visible - and harder to track. Crowdsourced checks help: https://t.co/ntDkZczyeu
— RuNet Echo (@runetecho) July 28, 2021
РКС: Логично было бы предположить, что случай с сайтами Навального, когда ты создал сначала navalny.app, затем comnavalny.appspot.com, показывает: блокировка точечная, когда больше никакие другие больше сторонние сервисы Google не затрагиваются, стала к радости властей возможна. Правда, не блокируется при этом несколько других «зеркал» оппозиционных сайтов, а также УМГ. Интересно, почему это происходит так выборочно?
ВЗ: Блокировка navalny.app нужна была лично мне, чтобы получить в руки заблокированный домен, с которым можно пытаться проводить манипуляции, — потом это может помочь обходить DPI с помощью различных техник.
К тому же мы увидели, что они начали блокировать на ТСПУ. Увидели, у каких операторов они установлены — это очень важная информация.
К сожалению, с 2019 года, когда я разместил сайт УМГ на Appspot, РКН значительно нарастил свои ресурсы — как в старой схеме блокировок, так и по закону о «сувенирке». Уже около года мы наблюдаем на примере десятков других заблокированных сайтов на Appspot, что технических ресурсов РКН хватает на практически полную блокировку любого сайта на этой площадке. И да, при этом другие ресурсы Google никак не страдают.
Например, видно, как падает доступность зеркала рутрекера на appspot даже в ретроспективе нескольких предыдущих месяцев.
Почему власти не блокируют политические ресурсы на Appspot — у меня есть следующие предположения:
▪️ В случае с ресурсами вроде «Грани.ру» или «МБХ медиа», думаю, они не хотят лишний раз пиарить их через блокировку. Их устраивает текущее количество посетителей. Как только они посчитают, что количество посетителей превысило какой-то их порог — ресурсы будут заблокированы. Мы видим, что новое руководство Роскомнадзора ведёт себя хитрее предыдущего.
▪️ В случае с УМГ, думаю, их тактика заключается в том, чтобы ударить по нему перед публикацией списков кандидатов. Причём сразу и по приложению, и по сайту.
Ребята из команды Навального почему-то говорят, что приложение нельзя заблокировать, хотя это абсолютно не так. Там гораздо больше манёвров для обхода блокировок, чем в случае с сайтом, — и я участвовал в разработке этих механизмов, — но даже активно используя их, приложение будет периодически падать. Блокировка сайта в данный момент повлечёт за собой приток пользователей в альтернативные каналы: приложения, Telegram-бот. И эти пользователи в любом случае получат рекомендацию по голосованию.
РКС: Давай снова поговорим о ТСПУ. Судя по тому, что они не задевают Google, это уже другое поколение таких агрегатов, с которым обходчикам блокировок станет работать гораздо сложнее?
ВЗ: В качестве ТСПУ используется оборудование «ЭкоDPI» фирмы «РДП.Ру». Это оборудование давно и успешно работает на сетях провайдеров, которые покупали и покупают его по своей воле для эффективных блокировок (за пропуски их автоматически штрафует система «Ревизор»), потому что у этого оборудования есть полезные операторам функции, которые работают на этом оборудовании очень хорошо, такие как BRAS и NAT.
«Задевание» других ресурсов Google зависит не от оборудования, а устройства механизма блокировок у оператора. Если попытаться просто рассказать о схемах блокировок у операторов, то получается следующее.
1. Схема Full-DPI — оператор установил DPI на весь трафик, подключил его к общедоступной операторской выгрузке, но DPI при этом находится под управлением оператора. На таком оборудовании можно на 100% заблокировать любой ресурс на Appspot без ущерба другим ресурсам Google. Такая схема уже реализована почти у всех операторов.
2. Схема Недо-DPI — оператор на основании IP-адреса «заворачивает» трафик в дешёвый DPI. Такая схема будет игнорировать блокировку ресурса на Appspot, потому что запись в реестре не имеет IP-адреса — то есть основания для маршрутизации трафика в DPI. Это дешёвая схема, но из-за несовершенства у этой схемы много «пропусков» в блокировках и их постоянно штрафует РКН. Операторов, которые используют эту схему, почти не осталось.
3. ТСПУ — оператору устанавливают всё то же самое, что в первой схеме, только под управлением государства. Так как первая схема есть почти у всех операторов, ТСПУ дублирует. Рано или поздно, ТСПУ будут установлены у всех операторов.
4. Схема «Ревизор в песочнице» — оператор покупает самый дешёвый DPI на маленькое количество трафика и ставит за него единственного клиента — систему «Ревизор», которая проверяет блокировки. Так делают небольшие операторы в регионах. Их очень мало, почти не осталось. В том числе потому, что РКН вычисляет эту схему.
Роскомнадзор впервые задействовал оборудование государственного DPI – глубокого анализа пакетов данных – для блокировки сайта – зеркала блога Навального https://t.co/3KAzUoQ63D, сообщил его соратник, программист Владислав Здольников.https://t.co/yXIERvg3um pic.twitter.com/vIXv15ZTeD
— SOTA (@SotaVision) July 27, 2021
РКС: Наверное, рано или поздно придут инструменты, которыми можно будет обманывать и эти новые ТСПУ. Скорее всего, власти тоже об этом знают. А могут ли они, условно говоря, пойти дальше — начать по айпишникам вычислять тех, кто заходил на сайт УМГ или сайты Навального? Смогут ли приглушить трафик ВПН?
ВЗ: Могут. Рано или поздно посещение запрещённых сайтов станет преступлением. На ТСПУ нет никаких проблем заблокировать VPN-протоколы, которые не могут маскироваться либо под мусор, либо под TLS (обычный веб-трафик) — то есть почти все.
РКС: Когда произошли первые блокировки сайтов на Appspot?
ВЗ: Мы наблюдаем это примерно полтора года. А то, как это применяется для блокировок ТСПУ, мы впервые увидели вчера. До этого, повторюсь, было только замедление Twitter.
***
С помощью сервиса GlobalCheck, Владислав отследил ещё одну любопытную вещь: процесс ограничения доступа становится менее прозрачным и более непредсказуемым. По примеру блокировки зеркала сайта Навального он увидел, что блокировка с помощью ТСПУ произошла вчера вечером, а по старой схеме, т.е. когда 29.07.2021 операторы получили выгрузку от Роскомнадзора и приступили к блокировке со своей стороны, уже сегодня утром.
«Таким образом, продолжительность так называемой «внереестровой» блокировки только на ТСПУ составила около 14 часов, — написал он в своём telegram-канале. — Блокировки ресурсов на Appspot (Google) с помощью «старой» схемы через оборудование самих операторов, к сожалению, эффективны и не влекут за собой недоступность других ресурсов Google, если в реестр вносится только домен, без IP-адресов. В таком случае, домен ресурса блокируется по SNI на собственных DPI операторов — почти у всех операторов это оборудование установлено на весь трафик».
Об этом же говорит специалист «Роскомсвободы» по безопасности Вадим Лосев:
«В чем мы сегодня убедились? Раньше считалось, что „прятаться“ в инфраструктуре Googlе — это хорошая защита от российских блокировок. На это, к примеру, рассчитывали разработчики сайта „Умное голосование“, когда разместили его на votesmart.appspot.com. Действительно, раньше провайдеры блокировали в основном по IP-адресам, и было представление, что РКН не решится блокировать IP-адреса, принадлежащие Googlе, чтобы не нарушить работоспособность других сервисов. Эта защита больше не работает: сегодняшняя блокировка происходит по SNI и позволяет эффективно блокировать домен третьего уровня на Appspot. Ничего не мешает РКН точно таким же способом блокировать „Умное голосование“. Почему оно до сих пор не заблокировано — большой вопрос».
Также можно прийти к выводу, что новая централизованная фильтрация трафика стала гораздо более изощрённой. Её труднее отследить, она менее заметна. Какие инструменты для борьбы с блокировками предложат оппоненты цензурных органов, пока неизвестно.
Напоминаем, где взять защищённые VPN, которые помогают не только обеспечить конфиденциальность, но и восстановить доступ к цензурируемой информации в Сети: https://t.co/lS0BCBfsBU pic.twitter.com/2G6RYLvY9p
— РосКомСвобода (@RuBlackListNET) July 26, 2021
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.