Facebook продолжает банить пользователей русскоязычного сегмента соцсети согласно только ему понятному алгоритму. Один из самых необъяснимых банов последних дней — блокирование аккаунта украинской журналистки Анастасии Мельниченко, запустившей в сети акцию «Я не боюсь сказати / Я не боюсь сказать».
Как пояснила Мельниченко в своем втором аккаунте, причиной блокировки стало то, что аккаунт посчитали «фейковым». При этом «Фейсбук» не просил журналистку предоставить документы, подтверждающие личность. Сейчас Мельниченко пытается договориться с руководством сети о разблокировке аккаунта. Журналистка подозревает, что аккаунт был заблокирован из-за атаки ботов, так как сеть вряд ли будет принимать такие меры на основе единичной жалобы. По мнению Мельниченко, поводом для атаки могла стать запущенная ею акция «Я не боюсь сказать». По словам Мельниченко, аккаунт был создан в 2008 году. На нем у нее было более 2 тысяч друзей и более 4 тысяч подписчиков.
Под хэштэгом #ЯНеБоюсьСказать Мельниченко запустила флешмоб, благодаря которому женщины смогли рассказать о случаях сексуального насилия по отношению к себе, о которых раньше молчали. Акция стала очень популярной в России и Украине, вызвав множество споров. Так что вполне возможно, что она кому-то не понравилась, и на её создателя была брошена армия троллей и ботов, которые в массовом порядке пожаловались на Анастасию.
Не щадят других топовых блогеров, а также журналистов из русского Facebook тролли, использующие блокировочные службы соцсети в своих целях — всех нижеперечисленных людей объединяют остросоциальные высказывания на своих страничках, а также примерно один период времени, когда в их отношении были совершены блокировки.
В конце июня сразу двое ведущих радиостанции «Эхо Москвы» одновременно «улетели в бан»: Виктор Шендерович (7 дней) и Ксения Ларина (3 дня). В атаке на обоих прослеживается один и тот же почерк, поскольку и недельная блокировка Шендеровича произошла за публикацию двухлетней давности, и Ксению Ларину заблокировали за четырёхгодичной давности пост на её страничке.
По словам Шендеровича, он был заблокирован за публикацию следующего содержания:
«Получил из прокуратуры бумажку с окончательном отказом в возбуждении уголовного дела. Таким образом, опытным путем выяснено, что фраза [цитата!] «разберемся с чурками — возьмемся за жидов, хотя начинать надо с вас, мразот» — не содержит состава преступления. Продолжаем бороться с фашизмом на Украине, не отвлекаемся…»,
— в ней он рассказывал о поступающих ему антисемитских угрозах, на которые отказалась реагировать прокуратура. Де-факто журналиста и драматурга наказали за его же жалобу.
Ксения Ларина через страницу своего мужа, Рината Валиулина, сообщила, что заблокирована на 3 дня за пост, написанный 4 года назад. В нем ведущая
«…рассказывала про своих дедушек — одного СМЕРШевца, а другого — репрессированного в 37 году, о том, что они могли бы встретиться на фронте, о том, как в одной семье могли быть и жертвы и палачи, о том, какая страшная и нечеловеческая наша история».
.
И абсурдность ситуации с каждым новым баном никак не спадала. Рассказавший о странностях блокировок Facebook в отношении двух вышеперечисленных журналистов саратовский блогер-топовик Юрий Гиммельфарб, видимо, тоже привлёк к себе внимание, и потому был также отправлен в бан за опубликованные на его страничке стихи:
«Други мои, ну, таки шо могу сказать… Меня тоже забанили! За стихи Михаила Фельдмана… То есть я теперь антисемит и гомофоб — о как! Так что имейте в виду: я, как считает Фейсбук, «нехороший человек». По мнению Цукерберга, я просто таки «редиска!»
.
Примерно в одно время с Шендеровичем и Лариной на несколько дней был по надуманной причине заблокирован в Facebook аккаунт известного оппозиционного журналиста Александра Сотника, о чём он сообщил в своём твиттере:
Забанен в ФБ вот за это. Цукерберг, ты — такой демократ! Тебя Медведев демократии научил, да? pic.twitter.com/q75MAKaS3t
— Sasha Sotnik (@sasha_sotnik) June 29, 2016
Жертвами недавних бан-атак становились администраторы и колумнисты украинского русскоязычного интернет-издания «Пётр и Мазепа» Антон Швец и Серж Марков. Также временно блокировалась страничка «ПиМ» в Facebook. Причина бана тоже неизвестна.
Для политика и медиаменеджера Альфреда Коха блокировки Facebook уже стали событием настолько регулярным, что не вызывают у него удивления:
«Опять забанили старый аккаунт. Пока непонятно за что. Но, как известно, ФБ при желании всегда может докопаться. Теперь снова здесь!»
.
Дата бана — тот же самый период конца июня-начала июля.
Второй за неделю бан получил правозащитник и адвокат Владислав Юсупов, заблокированный в первый раз за… обычный смайл! Дальше претензии, как он пишет, стали предъявляться к ранее опубликованным у него фотографиям, среди которых — скрин чужой публикации, а также посту трёхлетней давности:
«…поступили многочисленные жалобы, среди которых: жалоба на пост 3-летней давности.
…Нам тупо пытаются закрыть рты. А значит — боятся».
.
На днях соцсеть заблокировала пост с цитатой из Википедии о событиях во Врадиевке в 2013 году. Браво, Facebook, ты уже фактически банишь историю! Всё это вызывает, мягко говоря, удивление.
Методов борьбы с необоснованными блокировками до сих пор нет. Как мы писали ранее, по мнению одного из самых популярных российских блогеров, которого иногда называют «одним из отцов Рунета», Антона Носика, всё это время блокировал пользователей за те или иные публикации робот, и ему не важен контекст публикации, её содержание, а также наличие или отсутствие чего бы то ни было запрещённого. После многочисленных обращений и даже петиций, написанных лично Марку Цукербергу, с того момента не было сделано ровно ничего в плане улучшения работы средств блокировки.
Некоторые общественные деятели до сих пор не оставляют попыток достучаться до администрации Facebook, но как-то мало верится в то, что будет получен хоть какой-то внятный ответ, тем более, что уже и до заграничных пользователей докатилась волна странных блокировок, с которыми никто не знает как бороться. Видимо, это должен быть какой-то очень мощный общемировой флэшмоб, способный обратить внимание на проблему, в данный момент кажущуюся руководству соцсети несущественной, хотя для кого-то Facebook — один из немногих способов донести свою точку зрения до общественности или как-то самовыразиться без опасения, что тебя за это незаконно привлекут к ответственности.
Читайте также:
Заграничные пользователи ощутили на себе последствия странной цензуры в Facebook
🔓
Тролли выходят из интернета в оффлайн… с кастетом и арматурой
🔓
Грустный июнь: закон о тотальной слежке сделал Рунет рекордно несвободным
🔓
Human Rights Watch: Принятый в спешке «Закон Яровой» не мешает террористам, но серьезно угрожает правам человека
🔓
ООН приняла расширенную резолюцию о праве на свободу высказываний в интернете
_____
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.