25 May 2015

Внедрение в России института нежелательности с запретом распространения информации в Сети

 23 мая Президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который получил обозначение № 129-ФЗ от 23 мая 2015 г.

За скромным наименованием данного закона таится резонансный правовой акт, дающий Генеральной прокуратуре РФ право запрещать иностранным и международным организациям, которые будут сочтены нежелательными, работать на территории России.

Как сказано на самом портале Президента РФ, Федеральным законом вводится институт нежелательности на территории Российской Федерации деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, в связи с чем вносятся изменения в ряд законодательных актов, в том числе в федеральные законы «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Уголовный кодекс и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Федеральным законом предусматривается, что деятельность иностранной или международной неправительственной организации, представляющая угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны или безопасности государства, может быть признана нежелательной на территории Российской Федерации. Решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации деятельности указанной организации принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации. Отмена такого решения осуществляется этими же должностными лицами.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается уголовная и административная ответственность за осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о нежелательности её деятельности на территории Российской Федерации.

Отметим, что законом вводится в т.ч. и очередное регулирование информации в сетевом пространстве. Один из пунктов документа гласит:

«Признание нежелательной на территории Российской Федерации деятельности иностранной или международной организации влечет […] запрет на распространение информационных материалов, издаваемых иностранной или международной организацией, и (или) распространяемых ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также их производство или хранение в целях распространения».

Юристы в интервью TJ так комментируют данный спорный пункт закона:

«Нужно отметить, что речь идет о любых иностранных организациях: коммерческих и некоммерческих. При этом каким образом и кто будет устанавливать, есть ли основания для признания деятельность нежелательной, каким доказательствами это должно быть подкреплено, закон не устанавливает — как и то, каким образом возможно исключение организации из реестра. […] Отдельно запрещается распространение информационных материалов, но не ясно, речь идёт именно о запрете действий этой самой организации или о действиях третьих лиц в том числе. Например, можно ли цитировать эту организацию, или что делать с уже существующими материалами — например, статьями на сайте. Из буквального трактования речь скорее идёт именно об активных действиях самой организации, но как это будут трактовать суды, неясно».

Людмила Харитонова, управляющий партнёр юридической компании «Зарцын и партнёры»

.

«Что есть распространение информации? Действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц — статья 2 ФЗ от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Из этого определения можно сделать вывод, что распространение информации от нежелательной организации в любой форме будет под запретом — репосты в социальных сетях, полноценные публикации и так далее. […] Как будут применяться поправки, станет ясно с появлением первых процессов, не раньше».

Севан Авалян, юрист «Модульбанка»

.

Так же ранее стало известно, что 20 мая представитель Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) по свободе СМИ Дунья Миятович попросила президента Российской Федерации Владимира Путина наложить вето на закон о нежелательных организациях, который ранее одобрила Госдума. Просьба Миятович опубликована в среду, 20 мая, на официальном сайте ОБСЕ.

Миятович считает, что закон ведет к серьезному ограничению демократических прав в России. «Широкая и нечеткая формулировка этой законодательной нормы может привести к введению серьезных ограничений широкого спектра демократических прав, в том числе свободы выражения и свободы СМИ», — заявила представитель ОБСЕ.

Данный правовой акт вызвал негативную оценку и от Совета по правам человека при президенте России (СПЧ), который направил в Госдуму экспертное заключение с критикой законопроекта о нежелательных организациях.

Члены СПЧ считают, что этот законопроект противоречит Конституции, излишен и приведет к путанице. По мнению членов правозащитного Совета, изменения, предложенные депутатами Антоном Ищенко (ЛДПР) и Александром Тарнавским («Справедливая Россия»), противоречат Конституции потому, что предлагают наделить Генпрокуратуру правом ограничивать работу иностранных и международных организаций. То есть речь идет о полномочиях в сфере внешней политики, которую, в соответствии с основным законом, определяет только президент.

Кроме того, в СПЧ отмечают, что, ставя цель противодействовать деятельности иностранных и международных организаций, действующих в ущерб безопасности России, недопустимо вводить меры, приводящие к нарушениям прав соотечественников.

Резкой критике текст закона о нежелательных организациях подвергла и правозащитная организация Amnesty International:
«Проект российского закона о запрете “нежелательных иностранных организаций” — ещё один тревожный сигнал, показывающий, что власти предпринимают решительные меры для того, чтобы ограничить всякое публичное пространство для критики. Этот закон — очередной отрезвляющий знак, указывающий на то, как стремительно российские власти наступают на основные свободы и подавляют работу независимых общественных организаций в стране. Мы видели не раз, как идеи, которые угрожают основным свободам буквально прокатываются через Думу и превращаются в драконовские законы, которые сжимают пространство для выражения мнений несогласных и для независимой гражданской активности. К сожалению, эти свободы больше не могут рассматриваться как нечто само собой разумеющееся в России».

Руководитель Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмила Алексеева выразила сожаление в связи с принятым Россией законом о нежелательных организациях. Старейшая в России правозащитница выразила мнение, что документ ударит по работе представительств Human Rights Watch и Amnesty International.

«Я уверена, что закон направлен против организаций, которые не охвачены законом об иноагентах. Я надеюсь, что Красный Крест это не затронет, это очень тихая организация. А в обязанности Human Rights Watch или Amnesty International входит мониторинг прав и свобод граждан, они часто выступают с критическими докладами, и многим это не нравится», — сказала Алексеева.

Она расценила закон как «еще один шаг по опусканию занавеса между нашей страной и Западом».

Напомним, что депутаты Госдумы РФ приняли этот закон 19 мая.

Результаты голосования в 3-ьем, итоговом чтении:

Против проголосовало всего 3 депутата: Дмитрий Гудков, Валерий Зубов и Сергей А. Петров.

Видеозапись принятия закона в Госдуме РФ:

.

Мы безусловно относим данный закон к негативному тренду законодательного государственного регулирования информационного пространства и гражданских прав.

Contacts

For general questions

[email protected]

For legal questions

[email protected]

Contacts for media:

Telegram: moi_fee
Signal: moi_fee.13

18+

On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.