Технический директор «Роскомсвободы» Станислав Шакиров
Один из первых локальных рисков — положение Рунета. Гипотетически в России могут быть шатдауны, а также блокировки СМИ, соцсетей, мессенджеров. Второй риск — санкции, по причине которых приложения отечественных банков исключаются из мобильных магазинов. Происходят и непонятные, но, скорее, тоже санкционные истории. Например, сайт Intel у нас не открывается, а в других странах, когда заходим через VPN, он работает. Третья угроза — кибервойна. Она будет сопровождаться активностью хакеров с обеих сторон.
Если говорить глобально, то нужно смотреть, как станут реализовывать санкции. Судя по всему, пока выбран максимально неприятный для России сценарий — запрет на импорт технологий, который действительно вызовет деградацию её технологического и экономического потенциала. Это будет очень болезненно, потому что ограничение ввоза приведёт к повышению стоимости различной техники и «серому» импорту.
Санкции дадут эффект через несколько лет. И хотя разрушить импортозамещение полностью не получится (есть ещё Китай, Тайвань), а также можно наладить собственное производство, в развитии в целом это отбросит нас назад.
Юрист «Роскомсвободы» Никита Истомин
Нас ждут ужесточения в области цифровых свобод. Риторика всех сторон конфронтации показывает это. Спецслужбы станут сильнее контролировать IT-сектор, в том числе критические объекты инфраструктуры. Граждан могут ограничить в праве на приватность. Мы не сразу ощутим это, по крайней мере, не в краткосрочной перспективе, поскольку государство по закону часто не обязано уведомлять о сборе тех или иных данных (например, при осуществлении оперативно-разыскной деятельности).
Бизнес понесет потери опосредованно. Усилится импортозамещение, лоббисты смогут навязывать предпринимателям свои решения. IT-индустрия, таким образом, окажется между молотом и наковальней: запретом на импорт, с одной стороны, и агрессивным лобби — с другой. В первую очередь это коснётся частных компаний из санкционного списка и их подрядчиков, которые не смогут сотрудничать с крупными предприятиями и госструктурами, попавшими под санкции.
📖 На случай блокировок изучите заранее наш совместный с DOXA «антиблокировочный» гайд:
The main news of the week in the field of law.
On December 23, 2022, the Ministry of Justice included Roskomsvoboda in the register of unregistered public associations performing the functions of a foreign agent. We disagree with this decision and are appealing it in court.